Социальный педагог
Консультация «Какую ответственность предусматривает закон за жестокое обращениес детьми?»
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
- За совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);
- За преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).
Семейный кодекс гласит — Семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Он гарантирует:
- Право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
- Право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);
- Лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);
- Немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
- Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6);
- Защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);
- Обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);
- Признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);
- Защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);
- Защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);
- Меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).
Жестоким обращением с детьми считают умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящих ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Под понятие "жестокое обращение с детьми«попадает
Физическое насилие — нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков.
Сексуальное насилие — использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией, в т. ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т. п. с целью извлечения прибыли.
Психическое(эмоциональное) насилие — отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость(словесные оскорбления, угрозы и т. п.). Поведение, вызывающее у детей страх. Обвинения в адрес ребёнка(брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребёнка, совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям и т. п.
Пренебрежение основными потребностями ребёнка — отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии (невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре).
В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объёктом для проявления низменных человеческих качеств.
Жестокое обращение с детьми — это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика, отвержение, оставление без психологической и моральной поддержки. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребёнка последствиям.
Жестокое обращение с детьми в семьях многим представляется как единичные случаи, но есть некоторые семьи, в которых насилие против детей имеет «естественные» доминирующие специфические особенности. Характеристики таких семей: плохое экономическое положение, низкий уровень образования родителей, преступное поведение членов семьи, отсутствие одного из родителей, наличие психических заболеваний у членов семьи — но это ошибочное мнение.
До сих пор, во многих семьях, физическое наказание рассматривается как хорошее средство педагогического воздействия на «непослушного ребёнка».
Способы воспитания в семье должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребёнка. Казалось бы, все должны знать, что такое — семья. У семьи есть свои законы, свои правила. Законы создания семьи сложны. Каждый должен быть готов нести ответственность за свои поступки перед человеком, который с нами рядом. Отечеству и обществу нужны крепкие семьи. Дети, знающие материнскую ласку, и отцовский строгий пригляд. Дети, выросшие в любви и воспитанные в доброте.
Факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье.
- Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, наличием отчимов или мачех;
- Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;
- Безработица или постоянные финансовые трудности;
- Супружеские конфликты;
- Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
- Нежеланный ребёнок;
- Умственные или физические недостатки ребёнка;
- Трудный ребёнок;
- Статус беженцев, вынужденных переселенцев.
В случае выявление жестокого отношения к ребёнку со стороны родителей, педагогу следует принять меры по его защите. Побывать у ребёнка дома, посмотреть в каких условиях он живёт, постараться установить контакты с семьёй.
Признаки неблагополучия ребёнка в семье:
- Ребёнок неухожен, неопрятен, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви (рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру и т. п.).
- На замечания, по поводу внешнего вида ребёнка родители нереагируют.
- Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детскийсад в нетрезвом виде. Ребёнок приходит из дома со следами побоев, и родители немогут объяснить происхождения синяков и ссадин.
- Родители нигде не работают, не состоят на учёте в центрезанятости и не имеют постоянного источника дохода.
- Ребёнок постоянно проживает у бабушки, родители в детскомсаду не появляются.
Признаки физического насилия в семье:
- Боязливость ребёнка. Выраженный страх по отношению к взрослому.
- В проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания и т. д. В боязни идти домой.
- В жестоком обращении с животными.
- В проявлении агрессии к более слабым и беззащитным.
- В стремлении скрыть причину травм.
- При выявлении признаков неблагополучия в семье ребёнка, воспитатели пишут докладную записку на имя заведующего ДОУ с просьбой поставить семью на учёт, с указанием причин неблагополучия.
Показатели неблагополучия семьи
Социально-экономические:
- Длительная безработица (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства.
- Длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток.
- Расходование имущества, принадлежащего ребёнку, и
- денежных средств(пособий на ребёнка, пенсий по потери
- кормильца и т. д.) не по целевому назначению.
- Отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т. д.
- Необеспеченность ребёнка
- сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т. д.
- Задолженность (больше 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам.
- Частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
Медико-санитарные:
- Антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами.
- Отсутствие в доме электричества, отопления.
- Алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учёт в наркологической клинике или психоневрологическом диспансере.
- Неухоженность или неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм.
- Несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребёнка, отсутствие активности родителей, когда речь идёт о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям
- медицинской помощи.
- Противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребёнка.
Социально-демографические:
- Родители имеют статус лиц без определённого места жительства.
- Устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери(беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребёнка).
- Выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей.
- Родители или один из них посещает деструктивную секту.
- Родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
Психолого-педагогические:
- Полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребёнку.
- Непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается(обучается) ребёнок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации.
- Систематическое применение к ребёнку антипедагогических мер воздействия.
- Насилие и жестокое отношение к ребёнку, пренебрежение его основными интересами и нуждами.
- Устойчивое уклонение родителей
- от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций.
- Повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.
Криминально-аморальные.
- Постановка родителей на учёт в органах внутренних дел.
- Нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов.
- Аморальный и паразитическийобраз жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсичных веществ, бродяжничество, попрошайничество и т. д.).
- Вовлечение ребёнка в преступную деятельность и антиобщественное поведение(приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми).
- Проявление жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи.
- Наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира.
- Попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи.
- Оставление ребёнка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома.