МБДОУ № 5 «Улыбка»

Координаты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №5 «Улыбка»

8 (86393) 2-13-78 заведующий МБДОУ

347250, РФ, Ростовская область, г. Константиновск, ул. Комсомольская, 136.

E-mail: Ulibka0522@mail.ru [написать]

Деловая игра «Речь педагога — пример для детей»

Учитель-логопед высшей квалификационной категории:

Светлана Сергеевна Мирошниченко

Развитие речи — главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития — доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.

Основные задачи развития речи — это воспитание орфоэпической культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания — решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения, удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе и комплексный характер решения каждой задачи.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности. Деловая игра «Речь педагога — пример для детей» поможет систематизировать некоторые знания и умения в данной области.

Теоретическая часть

1 «Блиц-опрос»

2 «Мозговой штурм»

1) Что мы понимаем под развитием речи ребенка?

Развитие речи — это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.

2) Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие»?
(Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.)

3) Назовите ученых, которые занимались проблемой становления и развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Е.М. Струнина, Ф.А. Сохин и др.)

4) Назовите современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

1. Технология обучения детей составлению сравнений (пример).

2. Технология обучения детей составлению загадок (пример).

3. Технология обучения детей составлению метафор (пример).

4. Игры и творческие задания (пример)

5. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине (пример).

6. Сочинительство (пример).

7. Сказкатерапия (сочинение детьми сказок)

8. Использование мнемотехники в развитии речи детей

Практическая часть

1) «Замените предложения пословицей».

— Учись всю жизнь (век живи, век учись).

— Нужно беречь время (делу время, потехе — час).

— Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье — смолоду).

— Не болтай (держи язык за зубами).

— Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь — людей насмешишь; делаю наспех — делаю на смех).

— Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело — гуляй смело).

2) «Переведите пословицы на русский язык».

Сын леопарда — тоже леопард (Африка) — Яблоко от яблони недалеко падает
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) — Шила в мешке не утаишь
Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) — В тихом омуте черти водятся

Молчаливый рот — золотой рот (Германия) — Слово серебро — молчанье золотоТот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) — Язык до Киева доведет
Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) — Обжегшийся на молоке, дует на воду

3) «Зашифрованные сказки».

Необходимо расшифровать перевёртыши, т.е. нужно подобрать слова с противоположным по смыслу значением:

1.Синяя бейсболка («Красная шапочка»)
2.Квадратик («Колобок»)
3.Мышка-домоседка («Лягушка-путешественница»)
4.Мышка в босоножках («Кот в сапогах»)
5.Собачья конура («Кошкин дом»)
6.Петушок бесцветный («Курочка Ряба»)
7.Девочка с ладошку («Мальчик с пальчик»)
8.Прекрасный лебедь («Гадкий утёнок»)
9.Чесночная девочка («Чиполлино»)
10.Свеколка («Репка»)

4) «Помогите сказочным героям вернуть свои имена».

1.Домовёнок (Кузя)
2.Папа (Карло)
3.Старик (Хоттабыч)
4.Почтальон (Печкин)
5.Доктор (Айболит)
6.Синьор (Помидор)
7.Царь (Салтан)
8.Карлик (Нос)
9.Илья (Муромец)
10.Соловей (Разбойник)
11.Змей (Горыныч)
12.Баба (Яга)
13.Дядя (Фёдор)
14.Кот (Матроскин)
15.Кащей (Бессмертный)
16.Старуха (Шапокляк)
17.Крокодил (Гена)
18.Крошечка (Хаврошечка)
19.Сестрица (Алёнушка)
20.Королевич (Елисей)

5) «Кому принадлежат сказочные предметы?»

1.Этот предмет помогает доброму человеку, любимцу и другу зверей в их лечении. (Градусник)
2.Универсальное сказочное средство для проверки благородства происхождения (Горошина)
3.Очень правдивая вещь из сказки (Зеркальце)
4.Овощ, которая даёт прозвище одному из героев сказки, если он начнёт снимать одежду, то будет трудно удержаться от слёз (Луковица)
5.Фрукт,которым отравилась царевна из сказки А.С.Пушкина (Яблоко)
6.Великолепное средство от простуды, которое помогло Карлсону избавиться от высокой температуры (Банка варенья)
7.Предмет, который помогает сказочным героям не заблудиться в лесу и отыскать верный путь (Клубок)
8.Предмет, в котором девочка из одной известной сказки носила гостинцы для своей бабушки (Корзинка)

6) Юмористическая пауза «ШушаникаМинична»

Содержание. Упражнение выполняется в кругу. каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например «ШушаникаМинична». В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно ШушаникаМинична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева «представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

ГлориозаПровна

ЭннафаВарсонофьевна

ВивианаИонична

МаркелинаЕрмилинична

ФеосенияПатрикеивна

ГеновефаИркнеевна

Беата Нифонтовна

ДомитиллаЮвенальевна

Антигона Маевна

ПрепидигнаАристидовна

ВеститаЕвменьевна

ЕрмионияПитиримовна

НунехияАмфиохъевна

ВевеяВуколовна

ГеласияДоримедонтовна

ИовиллаИеронимовна

АгафоклияНаркисовна

КетеваньВарнавична

РипсимияФлегонтовна

ФессалоникияЯкубовна

7) Психологический тест «Сказка сказывается»

В глубине души каждой из нас живет маленькая девочка, которой нравилось слушать сказки. Наверняка одна из них была самой любимой. Кстати, именно сказочные предпочтения могут многое о вас рассказать. Вспомните: какая сказка всегда находила отклик в душе, какая героиня вызывала вашу симпатию с детства?

"Спящая красавица«Вы верите в судьбу — и, если можно ничего не предпринимать, с удовольствием будете делать именно это (то есть — не делать ничего). Вы — чемпионка по откладыванию дел в долгий ящик и очень не любите суетиться. Кстати, эта позиция не столь уж плоха, ведь жизнь — это система, которая сама стремится к состоянию равновесия, и иногда полезнее просто подождать, чем «бросаться грудью на амбразуру». Именно этим искусством — держать паузу — вы владеете практически в совершенстве.

«Красная Шапочка» В душе — самая настоящая авантюристка (какой бы тихоней вас не считали окружающие). Только постоянный поиск новых приключений делает вашу жизнь яркой и насыщенной. Вы частенько надеетесь на авось и не трудитесь просчитывать заранее последствия своих поступков. Впрочем, судьба к вам благосклонна, так что ваши надежды довольно часто оправдываются. Ваша непосредственность и откровенность постоянно притягивают мужчин, которые жаждут вас опекать и заботиться. Но обычно одной инфантильности, пусть даже самой очаровательной, для того чтобы строить серьезные отношения, все-таки маловато. Попробуйте вести себя немного серьезнее — хотя бы иногда...

«Золушка» Непростое детство — достаточно частая причина того, что порой взрослая уже девушка твердо уверена в одном — любовь нужно заслужить, работать над чувствами, не покладая рук, и, может быть, тогда появится какой-то крошечный шанс на то, что ей ответят взаимностью. Простая мысль о том, что по-настоящему любят не за что-то, а просто так, по умолчанию, принимая человека всего целиком со всеми его достоинствами и недостатками, даже не пытаясь переделать его на свой лад, просто не приходит в голову многим «Золушкам». Скорее всего, вы очень хотите быть хорошей для всех и порой теряетесь от того, что кто-то не считает вас таковой или даже осмеливается критиковать. Ваше упорство и трудолюбие заслуживают уважения — и для гармонии вам не хватает пары пустяков — чуть меньше болезненности в восприятии критики, чуть больше уверенности в себе — и жизнь заиграет новыми красками.

«Аленький цветочек (Красавица и чудовище)» Вы из тех, кто предпочитает всегда выполнять обещания, и уверены, что подобная принципиальность должна быть вознаграждена по заслугам. Вы точно знаете, что хорошо, а что — плохо, но ровно до тех пор, пока дело не касается сильной половины человечества. Что-что, а ваши отношения с мужчинами никогда не бывают простыми и понятными. Готовность полюбить «чудовище», уверенность в том, что взрослого человека можно как-то «переделать», а его прежние поступки оправдать и начать жить вместе «долго и счастливо», могут сыграть с вами злую шутку. Выше голову и больше любви к себе — и на смену мужчинам из категории «хоть плохонький, но мой» обязательно придут прекрасные принцы.

«Гадкий утенок» Если вы ассоциируете себя с главным «героем» этой сказки, не стоит удивляться количеству обманутых ожиданий в вашей жизни. Впрочем, это не самая печальная часть нашей истории — многие «гадкие утята» вырастают, живя предвкушением «сладкой мести», которая наступит завтра. Настоящее для них — переходный этап, которому они уделяют очень мало внимания — они настолько поглощены своим желанием что-то кому-то доказать, что не замечают, как жизнь проходит мимо. Вместо того, чтобы ждать, когда же окружающие соизволят оценить вашу неземную красоту и уникальность, попробуйте на какое-то время забыть об их существовании. Позвольте себе не страдать и не зависеть от чужого мнения, сосредоточьтесь на собственных ощущениях «здесь и сейчас» и получайте удовольствие от того, что радует лично вас.

«Царевна-лягушка» Те, кому наиболее симпатична Василиса Прекрасная, обычно подсознательно понимают, что мужчины весьма снисходительно и где-то даже небрежно относятся к «добыче», которая сама вешается им на шею. Прелесть в том, что, несмотря на бегущую строку «добейся, если сможешь», вы знаете, что секрет совсем не в ней, а в том, что написано самым мелким шрифтом под ней «я-то тебя уже выбрала». Вы играете с мужчинами, которые, в свою очередь, думают, что они играют с вами. Кроме того, вы способны поразить сильную половину человечества мгновенным преображением и весьма неожиданным для девушки знанием-умением. Вы умеете импровизировать и с удовольствием фантазируете, при должном стечении обстоятельств из вас получается отличный генератор идей.

«Русалочка» У тех, кому нравится именно этот сюжет, имеется одна отличительная особенность — это склонность к самопожертвованию во имя любви. Вам нравится спасать, уговаривать, просить, вытаскивать из неприятностей, проявляя всю свою изобретательность, и даже умолять — словом, любимому вы готовы прощать все что угодно (ну, или почти все). Где-то в глубине души вы уверены, что право на счастье нужно выстрадать, иначе оно не будет настоящим. Вместе с тем вам присуще умение двигаться к цели так, будто вы отгадываете квест — даже если вы по каким-то не зависящим от вас причинам вынуждены отклониться в сторону, вы всегда держите в голове конечный результат. Если вы по-настоящему чего-то захотите, то наверняка этого добьетесь, другое дело, что жизнь не всегда согласна с вами в том, что цель оправдывает средства...

Итог: Сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы, способствующие речевому развитию детей, попытались с помощью психологического теста рассмотреть примерные причины нарушения в развитии ребенка и возможности их преодоления.