МБДОУ № 5 «Улыбка»

Координаты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №5 «Улыбка»

8 (86393) 2-13-78 заведующий МБДОУ

347250, РФ, Ростовская область, г. Константиновск, ул. Комсомольская, 136.

E-mail: Ulibka0522@mail.ru [написать]

Аннотация к рабочей программе подготовительной группы компенсирующей направленности

Аннотация к рабочей программе воспитателя

разновозрастной группы компенсирующей направленности (5 — 7 лет) МБДОУ № 5 «Улыбка» на 2023— 2024 учебный год

Рабочая программа разновозрастной группы компенсирующей направленности разработана в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО и спроектирована на основе ОП ДО МБДОУ № 5 «Улыбка», АОП ДО МБДОУ № 5 «Улыбка» с ТНР и ЗПР.

Рабочая программа воспитателей (далее — Программа) разработана для коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (далее — ТНР, ЗПР) старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет).

Целью рабочей программы является проектирование социальных ситуаций развития и коррекции ребёнка с ТНР и ЗПР обеспечивающих формирование его личностных качеств, развитие творческих способностей, позитивную социализацию через соответствующие возрасту и уровню развития речи виды деятельности.

Задачи:

✓ социализация и индивидуализация детей, пробуждение творческой активности, инициативы, желания самореализации в творческой деятельности;

✓ своевременное выявление детей с ТНР и ЗПР;

✓ определение особых образовательных потребностей детей с ТНР и ЗПР;

✓ создание условий гармоничного развития детей с ТНР и ЗПР;

✓ обеспечение равных возможностей для развития детей независимо от их места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей и особенностей, характерных для детей с ТНР и ЗПР;

✓ создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

✓ формирование социокультурной среды, сообразной возможностям детей;

✓ организация разных видов деятельности ребёнка и реализация программы в формах игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка;

✓ обеспечение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

✓ развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребёнку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, даёт возможность сформировать у детей высшие психические процессы и реализация задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психологического развития детей с ОВЗ.

Образовательный процесс по программе строится на основе следующих принципов:

✓ принцип индивидуализации, учёта возможностей, особенностей потребностей каждого ребёнка;

✓ принцип признания каждого ребёнка полноправным участником образовательного процесса;

✓ принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребёнка;

✓ принципы интеграции усилий специалистов;

✓ принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приёмов и условия образования индивидуальным особенностям детей;

✓ принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

✓ принцип постепенности подачи учебного материала;

✓ принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Особенностью Программы является интегрированный подход к деятельности по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие», её реализация в образовательной деятельности при проведении режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. Разнообразие видов деятельности позволяет комплексно и эффективно решить задачи социально-личностного развития ребёнка.

Программа построена по принципу возрастной адекватности и нарастающей сложности деятельности. На каждом этапе учитываются возрастные особенности детей, линии развития ребёнка. Так содержание деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности ребёнка на первом этапе способствует усвоению представлений о себе, других людях, способов поведения в социуме. Содержание деятельности на втором этапе предопределено формированием у ребёнка 6-7 лет внутренней позиции будущего школьника. Постепенно дети приходят к пониманию нового этапа в жизни, учатся рассказывать о своих переживаниях по этому поводу, приобретают представления о другой социальной среде, навыки и умения, которые будут способствовать успешному вхождению в эту среду.

Программа нацелена на укрепление уверенности ребёнка в себе, понимание им своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками. Занятия служат своеобразной психологической поддержкой и помощью ребёнку в приобретении позитивного опыта совместного с другими существования. Программа реализуется через игровую деятельность детей, создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребёнка) и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем). Методологической основой программы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации.

Рабочая программа включает три раздела: целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел.

Целевой раздел содержит пояснительную записку рабочей программы группы. В пояснительную записку включены цели и задачи реализации Рабочей программы, возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников, посещающих группу, особенности развития детей с нарушением речи. Принципы и подходы, описанные в целевом разделе, обеспечивают реализацию коррекционно-развивающих задач. Планируемые результаты рабочей программы уточняют целевые ориентиры образовательного стандарта с учётом коррекции речи детей подготовительной группы.

В содержательном разделе представлено содержание логопедической работы с детьми третьего и четвёртого уровня речевого развития:

✓ совершенствование произносительной стороны речи, развитие лексико-грамматических средств языка;

✓ совершенствование произносительной стороны речи;

✓ развитие лексико-грамматических средств языка;

✓ развитие самостоятельной фразовой речи;

✓ подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения;

✓ подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Организационный раздел включает учебный план, формы проведения коррекционно-развивающей работы, комплексно-тематическое планирование; оснащение развивающей предметно — пространственной среды, которая должна создаваться и подбираться с учетом принципа коррекционно-компенсаторной направленности для удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка с ТНР и ЗПР; методического оснащения в соответствии с СанПиН, ФОП ДО.

Рабочая программа корректируется в соответствии с реальными условиями, дополняется календарным планом образовательной работы. Срок реализации рабочей программы −1 год.

Рабочая программа разновозрастной группы компенсирующей направленности МБДОУ № 5 Улыбка на 2023 - 2024 учебный год (смотреть) (скачать)