КоординатыМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №5 «Улыбка» 8 (86393) 2-13-78 заведующий МБДОУ 347250, РФ, Ростовская область, г. Константиновск, ул. Комсомольская, 136. E-mail: Ulibka0522@mail.ru [написать] |
Аннотация к рабочей программе воспитателя
разновозрастной группы компенсирующей направленности (5 — 7 лет) МБДОУ № 5 «Улыбка» на 2023— 2024 учебный год
Рабочая программа разновозрастной группы компенсирующей направленности разработана в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО и спроектирована на основе ОП ДО МБДОУ № 5 «Улыбка», АОП ДО МБДОУ № 5 «Улыбка» с ТНР и ЗПР.
Рабочая программа воспитателей (далее — Программа) разработана для коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (далее — ТНР, ЗПР) старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет).
Целью рабочей программы является проектирование социальных ситуаций развития и коррекции ребёнка с ТНР и ЗПР обеспечивающих формирование его личностных качеств, развитие творческих способностей, позитивную социализацию через соответствующие возрасту и уровню развития речи виды деятельности.
Задачи:
✓ социализация и индивидуализация детей, пробуждение творческой активности, инициативы, желания самореализации в творческой деятельности;
✓ своевременное выявление детей с ТНР и ЗПР;
✓ определение особых образовательных потребностей детей с ТНР и ЗПР;
✓ создание условий гармоничного развития детей с ТНР и ЗПР;
✓ обеспечение равных возможностей для развития детей независимо от их места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей и особенностей, характерных для детей с ТНР и ЗПР;
✓ создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
✓ формирование социокультурной среды, сообразной возможностям детей;
✓ организация разных видов деятельности ребёнка и реализация программы в формах игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка;
✓ обеспечение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
✓ развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребёнку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, даёт возможность сформировать у детей высшие психические процессы и реализация задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психологического развития детей с ОВЗ.
Образовательный процесс по программе строится на основе следующих принципов:
✓ принцип индивидуализации, учёта возможностей, особенностей потребностей каждого ребёнка;
✓ принцип признания каждого ребёнка полноправным участником образовательного процесса;
✓ принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребёнка;
✓ принципы интеграции усилий специалистов;
✓ принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приёмов и условия образования индивидуальным особенностям детей;
✓ принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
✓ принцип постепенности подачи учебного материала;
✓ принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Особенностью Программы является интегрированный подход к деятельности по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие», её реализация в образовательной деятельности при проведении режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. Разнообразие видов деятельности позволяет комплексно и эффективно решить задачи социально-личностного развития ребёнка.
Программа построена по принципу возрастной адекватности и нарастающей сложности деятельности. На каждом этапе учитываются возрастные особенности детей, линии развития ребёнка. Так содержание деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности ребёнка на первом этапе способствует усвоению представлений о себе, других людях, способов поведения в социуме. Содержание деятельности на втором этапе предопределено формированием у ребёнка 6-7 лет внутренней позиции будущего школьника. Постепенно дети приходят к пониманию нового этапа в жизни, учатся рассказывать о своих переживаниях по этому поводу, приобретают представления о другой социальной среде, навыки и умения, которые будут способствовать успешному вхождению в эту среду.
Программа нацелена на укрепление уверенности ребёнка в себе, понимание им своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками. Занятия служат своеобразной психологической поддержкой и помощью ребёнку в приобретении позитивного опыта совместного с другими существования. Программа реализуется через игровую деятельность детей, создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребёнка) и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем). Методологической основой программы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации.
Рабочая программа включает три раздела: целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел.
Целевой раздел содержит пояснительную записку рабочей программы группы. В пояснительную записку включены цели и задачи реализации Рабочей программы, возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников, посещающих группу, особенности развития детей с нарушением речи. Принципы и подходы, описанные в целевом разделе, обеспечивают реализацию коррекционно-развивающих задач. Планируемые результаты рабочей программы уточняют целевые ориентиры образовательного стандарта с учётом коррекции речи детей подготовительной группы.
В содержательном разделе представлено содержание логопедической работы с детьми третьего и четвёртого уровня речевого развития:
✓ совершенствование произносительной стороны речи, развитие лексико-грамматических средств языка;
✓ совершенствование произносительной стороны речи;
✓ развитие лексико-грамматических средств языка;
✓ развитие самостоятельной фразовой речи;
✓ подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения;
✓ подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Организационный раздел включает учебный план, формы проведения коррекционно-развивающей работы, комплексно-тематическое планирование; оснащение развивающей предметно — пространственной среды, которая должна создаваться и подбираться с учетом принципа коррекционно-компенсаторной направленности для удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка с ТНР и ЗПР; методического оснащения в соответствии с СанПиН, ФОП ДО.
Рабочая программа корректируется в соответствии с реальными условиями, дополняется календарным планом образовательной работы. Срок реализации рабочей программы −1 год.
Рабочая программа разновозрастной группы компенсирующей направленности МБДОУ № 5 Улыбка на 2023 - 2024 учебный год (смотреть) (скачать)