МБДОУ № 5 «Улыбка»

Координаты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №5 «Улыбка»

8 (86393) 2-13-78 заведующий МБДОУ

347250, РФ, Ростовская область, г. Константиновск, ул. Комсомольская, 136.

E-mail: Ulibka0522@mail.ru [написать]

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 5 «Улыбка» для детей с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 5 «Улыбка» для детей с тяжелыми нарушениями речи определяет объем, содержание и организацию образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет, имеющих тяжелые нарушения речи.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи является нормативно-управленческим документом ДОУ и согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» определяет объем, содержание, планируемые результаты и организацию образовательной деятельности в ДОУ и обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка — физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое — во взаимосвязи. Получение дошкольного образования по Программе ведется в очной форме.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами, регламентирующими функционирование системы дошкольного образования в РФ:

  • Конвенция ООН о правах ребенка, 1989г.;
  • Конституция РФ от 12.12.1993г.;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273- ФЗ с изменениями от 02 июля 2021г.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28.
  • Устав МБДОУ № 5 «Улыбка»;
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г., Протокол № 6/17);
  • Основная образовательная программа МБДОУ № 5 «Улыбка» на 2020-2025 г.г.

Содержание Программы в соответствии с ФГОС ДО включает три основных раздела — целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

Программа направлена на создание условий развития детей, открывающих возможности для их позитивной социализации, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей предметно — пространственной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Программа может корректироваться в связи с изменениями нормативно-правовой базы дошкольного образования; образовательного запроса родителей (законных представителей); видовой структуры групп и др.

Целью данной Программы является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с тяжёлыми нарушениями речи.

Задачи:

  • коррекция недостатков развития детей с ТНР;
  • охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  • создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа направлена на: преодоление нарушений развития различных категорий детей с ТНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; разностороннее развитие детей с ОВЗ (ТНР) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

  • полноценное проживание ребенком с ТНР всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка с ТНР полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей с ТНР в различных видах деятельности;
  • сотрудничество организации с семьями, имеющими ребенка с ТНР;
  • приобщение детей с ТНР к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка с ТНР в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития).

Программа рассчитана на пребывание ребенка с ТНР в группе компенсирующей направленности.

Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и

позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых

основ культуры личности, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств,

дает возможность сформировать у детей с ТНР все психические процессы.

Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня. Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ТНР. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Срок реализации АООП — 1 учебный год.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 5 «Улыбка» для детей с ТНР (смотреть) (скачатьЭЦП