МБДОУ № 5 «Улыбка»

Координаты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №5 «Улыбка»

8 (86393) 2-13-78 заведующий МБДОУ

347250, РФ, Ростовская область, г. Константиновск, ул. Комсомольская, 136.

E-mail: Ulibka0522@mail.ru [написать]

Рекомендации логопеда на лето

Учитель-логопед МБДОУ № 5 «Улыбка»
С. С. Мирошниченко

Лето для детей — это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.

В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала — включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».

Для развития дыхания полезно:

  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
  • Пускать мыльные пузыри;
  • Дуть на детские флюгера;
  • Надувать воздушные шарики;
  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи.

Для развития мелкой моторики можно:

— Собирать, перебирать ягоды;

— Полоть грядки;

— Выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп;

— Играть с глиной, мокрым песком;

— Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

— Бросать и ловить летающие тарелочки.

— Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;

— Перебирать крупы;

— Играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);

— Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

— Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);

— Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

— Плести из бисера;

— Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата:

  • Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
  • Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши...);
  • Слизывать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт.
  • Полоскать рот;
  • Жевать боковыми зубами;
  • Грызть сухарики из хлеба, булки (солёные);
  • Облизывать эскимо.

Артикуляционная гимнастика укрепляет речевой аппарат.

Каждое упражнение выполнять 8-10 секунд.

  1. «Песенка» Поём попеременно ТЫ-ТУ, ДЫ-ДУ, активно двигая губами.
  2. «Тесто» — язык лежит плашмя на нижней губе, пошлёпать язык губами (получится звук пя-пя-пя)
  3. «Блины» широкий язык лежит неподвижно на нижней губе; свернуть язык в трубочку.
  4. «Варенье» — открыть рот, верхнюю губу облизать широким языком и убрать язык в глубину рта.
  5. «Часики» — приоткрыть рот, губами сделать улыбку, узкий язык движется из стороны в сторону, под счет взрослого.
  6. «Качели» — рот широко открыт, на счёт «раз» — опустить язык за нижние зубы, на счёт «два» — поднять узкий язык за верхние зубы.
  7. «Футбол» — закрыть рот. Язык напряженный, упирается по очереди в щеки, таким образом, чтобы под щекой «надувались мячики».
  8. «Чистим зубки» — закрыть рот, языком почисть зубки изнутри.
  9. «Лошадка» — губы в улыбке, рот слегка приоткрыт, громко цокать языком, нижняя челюсть неподвижна.
  10. «Индюк» — широко открыть рот, языком двигать по верхней губе (Бл-л-л-л...)
  11. «Машина» — набрать воздуха через нос, с силой подуть через сомкнутые губы, заставляя их вибрировать (с голосом и без голоса).

Словесные игры способствуют развитию связной речи.

  • Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные...);
  • Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
  • Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)
  • Назвать слова с определённым звуком, например: на звук (А) или (Р)
  • Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
  • «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.) на заданный звук или на заданную геометрическую форму;
  • «А если бы...» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
  • Переделать известную сказку;
  • Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
  • Придумать продолжение сказки;
  • «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
  • Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок — злой, лиса — добрая и т. д.).

Чаще читайте ребенку вслух детскую литературу. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации — пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку — обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово. Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели: развития речи. С этой непростой задачей мы справимся только при совместных усилиях, упорстве и оптимизме.