КоординатыМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №5 «Улыбка» 8 (86393) 2-13-78 заведующий МБДОУ 347250, РФ, Ростовская область, г. Константиновск, ул. Комсомольская, 136. E-mail: Ulibka0522@mail.ru [написать] |
Учитель-логопед: Мирошниченко С. С.
Речь — великий дар природы, который позволяет людям общаться, объединяет их в деятельности, помогает познавать мир и передавать общественный опыт. На появление и становление речи природа отводит очень мало времени: ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи и закладывается фундамент для письменных форм речи. Ребёнок 5-6 лет должен четко произносить все звуки родного языка, анализировать на слух звуко-слоговой состав слов, иметь богатый словарный запас, уметь грамматически правильно оформлять свое высказывание. Такой уровень развития речи крайне важен, т. к. до 80 % информации в школе дети получают вербально. Проблемы в речевом развитии неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в общении, снижению самооценки и препятствуют гармоничному развитию личности. Уровень развития речи детей сегодня можно признать, как неудовлетворительный. ПРИЧИНЫ: психосоматические (недоразвитие высших психических функций) и социальные.
Речевое развитие находится под контролем педагогов ДОУ, но оно не должно сводиться к специализированным занятиям. Цель: развитие речи и коррекция ее недостатков, должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду. Основным условием для правильного речевого развития детей является создание единого речевого пространства:
ВАЖНО ПОМНИТЬ:
1. Язык и речь — это «узел», в который вплетены все линии психического развития: мышление, память, восприятие, эмоции.
2. Речь является средством познания мира.
Успешная работа по развитию речи во многом зависит от усилий логопеда, но деятельность воспитателей и других специалистов в этом направлении не менее важна.
В речевом и психофизическом развитии детей с нарушениями речи отмечаются следующие проблемы:
Для решения данных проблем все педагоги ДОУ должны ставить и реализовывать в своей деятельности следующие задачи:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ
Режимный момент |
Работа по развитию речи |
Утренний прием |
Создание активной речевой ситуации |
До завтрака |
Автоматизация поставленных звуков (по заданию логопеда), речевые игры (звукоподражание, развитие лексико-грамматического строя речи, звукоразличение и др.) |
Гигиенические процедуры |
Развитие мимики, самомассаж лица и кистей рук, упражнения на отработку воздушной струи, ознакомление с малыми формами художественного слова (потешки, пословицы, поговорки, стихотворения) |
Перед приемом пищи |
Артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики |
НОД |
Развитие связной речи |
Прогулка |
Развитие общей моторики и координации движений, элементы логоритмики, подвижные игры с речевым сопровождением, речевые игры: подбор антонимов и синонимов, образование уменьшительно-ласкательной формы сущ., согласование в роде сущ. и прилаг.,подбор эпитетов при наблюдении за живой природой, подбор однокоренных слов, игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия ( «Чепуха», «Глухие телефончики», игра «Цепочка» (на звуко-буквенный анализ).Создание активных речевых ситуаций. |
Сон |
Развитие речевого внимания, ознакомление с худ. словом. |
Подъем |
Развитие общей и мелкой моторики, самомассаж лица и кистей рук, элементы логоритмики, ознакомление с малыми формами художественного слова |
Вечернее время |
Автоматизация звуков, игры на звукоподражание и звукоразличение, игра «Магазин» (звукослоговой анализ),речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи, игры на развитие речевого внимания и речеслуховой памяти («сколько слов запомнил?», «Лишнее слово», «Запретная команда», «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу», разгадывание и придумывание загадок и др. |