75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

МБДОУ № 5 «Улыбка»

Координаты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №5 «Улыбка»

8 (86393) 2-13-78 заведующий МБДОУ

347250, РФ, Ростовская область, г. Константиновск, ул. Комсомольская, 136.

E-mail: Ulibka0522@mail.ru [написать]

Консультация для воспитателей «Коррекционные возможности режимных моментов»

Учитель-логопед: Мирошниченко С. С.

Речь — великий дар природы, который позволяет людям общаться, объединяет их в деятельности, помогает познавать мир и передавать общественный опыт. На появление и становление речи природа отводит очень мало времени: ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи и закладывается фундамент для письменных форм речи. Ребёнок 5-6 лет должен четко произносить все звуки родного языка, анализировать на слух звуко-слоговой состав слов, иметь богатый словарный запас, уметь грамматически правильно оформлять свое высказывание. Такой уровень развития речи крайне важен, т. к. до 80 % информации в школе дети получают вербально. Проблемы в речевом развитии неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в общении, снижению самооценки и препятствуют гармоничному развитию личности. Уровень развития речи детей сегодня можно признать, как неудовлетворительный. ПРИЧИНЫ: психосоматические (недоразвитие высших психических функций) и социальные.

Речевое развитие находится под контролем педагогов ДОУ, но оно не должно сводиться к специализированным занятиям. Цель: развитие речи и коррекция ее недостатков, должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду. Основным условием для правильного речевого развития детей является создание единого речевого пространства:

  • окружение детей правильной и богатой речью взрослых
  • создание предметно-развивающей среды
  • организация системы активизации речи детей (создание речевых ситуаций).

ВАЖНО ПОМНИТЬ:

1. Язык и речь — это «узел», в который вплетены все линии психического развития: мышление, память, восприятие, эмоции.

2. Речь является средством познания мира.

Успешная работа по развитию речи во многом зависит от усилий логопеда, но деятельность воспитателей и других специалистов в этом направлении не менее важна.

В речевом и психофизическом развитии детей с нарушениями речи отмечаются следующие проблемы:

  • недоразвитие общей и мелкой моторики, координации движений.
  • слабовыраженная мимика, снижение выразительности речи, интонационная бедность, общее недоразвитие эмоциональной сферы.
  • нарушения звукопроизношения
  • недоразвитие фонетико-фонематических процессов (слух, восприятие, слоговая структура слов)
  • бедность словарного запаса, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, неумение грамматически правильно оформить свое высказывание, выразить мысль.
  • снижение объема и качества речевого слуха, речеслуховой памяти.

Для решения данных проблем все педагоги ДОУ должны ставить и реализовывать в своей деятельности следующие задачи:

  • развитие общей и мелкой моторки, координации движений.
  • развитие мимики, самомассаж лица.
  • развитие просодической стороны речи, интонационной выразительности.
  • развитие артикуляционного праксиса, артикуляционной базы звуков (звукоподражание), воздушной струи.
  • развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыка элементарного звуко-буквенного и звуко-слогового анализа.
  • развитие речевого внимания и речеслуховой памяти.
  • обогащение словарного запаса, ознакомление с различными формами художественного слова.
  • формирование навыка словоизменения, словообразования, составления грамматических конструкций, формирование «речевого чутья» путем обеспечения речевой активности и речевого опыта.
  • развитие всех форм связного речевого высказывания (монолог, диалог, рассказ. пересказ).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ

Режимный момент

Работа по развитию речи

Утренний прием

Создание активной речевой ситуации

До завтрака

Автоматизация поставленных звуков (по заданию логопеда), речевые игры (звукоподражание, развитие лексико-грамматического строя речи, звукоразличение и др.)

Гигиенические процедуры

Развитие мимики, самомассаж лица и кистей рук, упражнения на отработку воздушной струи, ознакомление с малыми формами художественного слова (потешки, пословицы, поговорки, стихотворения)

Перед приемом пищи

Артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики

НОД

Развитие связной речи

Прогулка

Развитие общей моторики и координации движений, элементы логоритмики, подвижные игры с речевым сопровождением, речевые игры: подбор антонимов и синонимов, образование уменьшительно-ласкательной формы сущ., согласование в роде сущ. и прилаг.,подбор эпитетов при наблюдении за живой природой, подбор однокоренных слов, игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия ( «Чепуха», «Глухие телефончики», игра «Цепочка» (на звуко-буквенный анализ).Создание активных речевых ситуаций.

Сон

Развитие речевого внимания, ознакомление с худ. словом.

Подъем

Развитие общей и мелкой моторики, самомассаж лица и кистей рук, элементы логоритмики, ознакомление с малыми формами художественного слова

Вечернее время

Автоматизация звуков, игры на звукоподражание и звукоразличение, игра «Магазин» (звукослоговой анализ),речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи, игры на развитие речевого внимания и речеслуховой памяти («сколько слов запомнил?», «Лишнее слово», «Запретная команда», «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу», разгадывание и придумывание загадок и др.