МБДОУ № 5 «Улыбка»

Координаты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №5 «Улыбка»

8 (86393) 2-13-78 заведующий МБДОУ

347250, РФ, Ростовская область, г. Константиновск, ул. Комсомольская, 136.

E-mail: Ulibka0522@mail.ru [написать]

Логопедический массаж

Учитель-логопед МБДОУ №5 «Улыбка»:
Мирошниченко Светлана Сергеевна

Логопедический массаж – часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. При различных  формах речевой патологии массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия. Но особенно значимо его использование  на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет принципиальной возможности выполнить определенные артикуляционные движения.

Можно обучить родителей ребенка элементарным приемам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики, предварительно объяснив их необходимость и эффективность.

Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, что оказывает успокаивающее, расслабляющее воздействие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей, сокращают мышцы.

Логопедический массаж выполняется в области мышц головы, шеи, а также верхнего плечевого пояса. Особое внимание должно уделяться мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся прежде всего мышцы языка и губ; а также щек и мягкого неба. Именно эти мышцы прежде всего обеспечивают речепроизводство.

Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюктивит, увеличение лимфотических желез, резко выраженная пульсация сонных артерий. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами).

Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж можно проводить в течение нескольких лет (с небольшими перерывами).

Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т.д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 минут до 5-6 минут, а конечная – от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном – 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте – 25 минут.

Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако у некоторых детей отмечается повышенная чувствительность всех или отдельных артикуляционных мышц.

Для проведения логопедического массажа необходимо иметь: медицинский спирт, стерильные салфетки, 3% перекись водорода, защитную маску, перчатки, детский крем, присыпку, полотенце.

Не нужно с первых встреч сразу укладывать ребенка в горизонтальное положение. Лучше поместить его в положение сидя (маленький ребенок может сидеть на коленях у мамы или в детском кресле).

Если ребенок негативно настроен или испуган, первые сеансы массажа должны быть очень короткими и ограничиваться при этом только массажем кистей и пальцев рук или легким поглаживанием лицевой мускулатуры.

Во время массажа используются различные отвлекающие средства: пение песенки, чтение сказки или стихотворения. Ребенок обязательно должен чувствовать мягкое, доброе отношение.

Руки логопеда во время проведения массажа должны быть чистыми, теплыми, без воспалительных процессов, с коротко остриженными ногтями; желательно не надевать украшений (колец и браслетов), мешающих проведению массажа. Кожа лица и губ ребенка также должна быть чистой, а рот – свободный от крошек или остатков пищи. Массаж целесообразно проводить не раньше, чем через 2 часа после последнего приема пищи (особенно у детей с повышенным глоточным рефлексом).

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы)

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ребенка.

Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:

а) Одной рукой логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки.

б) Медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется               5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры

  1. Поглаживание от середины лба к вискам.
  2. От бровей к волосистой части головы.
  3. От линии лба вокруг глаз.
  4. Поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей.
  5. От линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее.
  6. От нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа.
  7. Легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти.
  8. Надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры

  1. Поглаживание верхней губы от углов рта к центру.
  2. Поглаживание нижней губы от углов рта к центру.
  3. Поглаживание верхней губы (движение сверху вниз).
  4. Поглаживание нижней губы (движение снизу вверх).
  5. Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ.
  6. Точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке).
  7. Легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры большее число массажных движений осуществляется на пораженной стороны.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры

  1. Поглаживание лба от середины к вискам.
  2. Поглаживание лба от бровей к волосам.
  3. Поглаживание бровей.
  4. Поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны.
  5. Поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам.
  6. Сжимание подбородка ритмичными движениями.
  7. Разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам).
  8. Перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи).
  9. Пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры

  1. Поглаживание от середины верхней губы к углам.
  2. От середины нижней губы к углам.
  3. Поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа.
  4. Пощипывание губ.
  5. Покалывание губ.

Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механического прибора . Передача тканям мелких быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжается 2-4 мин. (Вибрация противопоказана детям с эписиндромом (судорогами).

Массаж язычной мускулатуры.

При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка - укрепляющий массаж.

При спастичности языка для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем можно подержать во рту (2-3 раза) теплый настой трав (1 ч.л. крапивы, 1 ч.л. зверобоя,  1 ч.л. ромашки, 1 ч.л. чая на 0,5л кипятка).

Массаж языка можно осуществлять различными способами:

  1. Зондовый массаж (используются зонды Е.В.Новиковой или постановочные зонды Рау).
  2. Пальцевый массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку).
  3. Массаж деревянным или металлическим шпателем.
  4. Массаж зубными щетками. При массаже используются как щетина, так и палочка щетки.

Перед началом массажа языка нужно выяснить степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка не следует проводить после кормления ребенка.

Во время массажа языка рот ребенка открыт. Логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне полости рта (попросив высунуть язык), и, наконец, удерживая язык марлевой салфеткой.

Приемы массажа языка (направление массажных движений).

  1. Поглаживание языка в различных направлениях:
  2. от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы);
  3. от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы);
  4. круговые, спиралевидные движения.
  5. Похлопывание языка (начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно. (Ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы).
  6. «Прокачивание» - легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку).
  7. Массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком).
  8. Покалывание языка (игольчатым зондом).
  9. "Перетирание" языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле).
  10. Распластывание языка маленькой клизмой-спринцовкой (сложенная два раза большая часть клизмы - во рту; кончик - снаружи).

Пассивная и активная артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика проводится сначала в пассивной форме, затем в пассивно-активной, и, наконец, в активной форме.

Пассивная артикуляционная гимнастика.

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация не зависят от ребенка. Ребенок производит артикуляционное движение только при помощи механического воздействия – под нажимом рук логопеда или шпателя, зонда. Пассивные движения нужно производить плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки.

Логопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку, требуя от него зрительного контроля. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

Желательно, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сейчас внизу: посмотри в зеркало, почувствуй это положение»).

Когда пассивные движения становятся более свободными, механическая помощь сокращается: таким образом происходит переход к пассивно-активным упражнениям. Постепенно, если ребенок самостоятельно может выполнить необходимые артикуляционные движения, удерживать определенные положения языка и губ, произвольно менять их, переходят к активной артикуляционной гимнастике.

Пассивная гимнастика языка.

  1. Выведение языка из ротовой полости вперед.
  2. Втягивание языка назад.
  3. Опускание языка вниз (к нижней губе).
  4. Поднимание языка вверх (к верхней губе).
  5. Боковые отведения языка (влево и вправо).
  6. Придавливание кончика языка ко дну ротовой полости.
  7. Приподнимание кончика языка к твердому небу.
  8. Легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

Пассивная гимнастика губ.

  1. Собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии).
  2. Собирание нижней губы (тем же приемом).
  3. Собирание губ в трубочку ("хоботок"), производя движение к средней линии.
  4. Растягивание губ в "улыбку", фиксируя пальцами в углах рта.
  5. Поднимание верхней губы.
  6. Опускание нижней губы.
  7. Смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта.
  8. Создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э)

Активная артикуляционная гимнастика.

При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий. Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет существеную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой. Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить с закрытыми глазами, акцентируя внимание ребенка на проприоцептивных ощущениях.

При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.

Упражнения для развития мимических мышц лица.

  1. Закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз.
  2. Нахмуривание бровей.
  3. Поднимание бровей (образование продольных морщин).
  4. Надувание щек.
  5. Проглатывание слюны.
  6. Открывание и закрывание рта.
  7. Жевательные движения.

Упражнения для развития губной мускулатуры.

  1. Вытягивание губ вперед трубочкой.
  2. Растягивание их в стороны.
  3. Чередование движений "хоботок - оскал".
  4. Смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях.
  5. Размыкание губ при закрытом и открытом рте.
  6. Мгновенное смыкание губ с разрывом (типа "поцелуй").
  7. Вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно).
  8. Целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками).
  9. Поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).

Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:

  1. Выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа).
  2. Перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т.д.).
  3. Удержание губами различных предметов (пробка, марля). Далее - упражнение с сопротивлением (логопед пытается отобрать предметы легкими рывками).

Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих  движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти.

Упражнения для язычной мускулатуры.

  1. Прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов.
  2. Выдвигание языка вперед.
  3. Втягивание языка назад, внутрь.
  4. Опускание языка вниз.
  5. Приподнимание языка вверх.
  6. Боковые отведения (вправо и влево).
  7. Приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти.
  8. Суживание языка и заострение его.
  9. Переключение различных позиций.

Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.

Развитие функциональных возможностей
кистей и пальцев рук, коррекция нарушений мелкой моторики.

При лечебно-педагогической работе необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук: опорность на раскрытую кисть, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.

Перед проведением работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производятся легкие качающе-потряхивающие движения). Далее проводится массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук: 

Все движения тренируются сначала пассивно, затем пассивно-активно и, наконец, активно на специальных занятиях, а также во время бодрствования ребенка - при одевании, приеме пищи, купании, игре.

Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин; рисование фигур на песке, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальца на бумагу. Для тренировки противопоставления и отведения-приведения большого пальца используют следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами, раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки, рукопожатие, игры с маленькими куклами, надевающимися на пальцы. Для тренировки захвата предметов двумя пальцами полезны: собирание предметов различной величины (сначала крупных, затем мелких), рисование карандашом, куском мела, удерживание чашки за ручку. Движения приведения и отведения кисти тренируются при закрашивании рисунков, стирании горизонтальных линий ластиком. Отдельные движения кисти закрепляют и совершенствуют, включая их в разнообразную предметную деятельность, в навыки самообслуживания и письма.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

 

Назад | Наверх