КоординатыМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №5 «Улыбка» 8 (86393) 2-13-78 заведующий МБДОУ 347250, РФ, Ростовская область, г. Константиновск, ул. Комсомольская, 136. E-mail: Ulibka0522@mail.ru [написать] |
Учитель-логопед МБДОУ №5 «Улыбка» Мирошниченко Светлана Сергеевна
Актуальность:В современном обществе в настоящее время происходят социальные и экономические перемены, которые способствуют модернизации современного образования.В образовательных учреждениях создаются условия для гармоничного развития личности детей и эффективной мотивационной деятельности педагогов и сотрудничества с семьей.
Дошкольные образовательные учреждения и начальная школа первые и самые ответственные звенья в общей системе образования. Одним из важных разделов работы педагогов является речевое развитие ребенка. Неуклонный рост объема знаний, передаваемый детям, требует от педагога постоянного роста уровня речевой культуры. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в детстве, поэтому процесс речевого развития рассматривается в современной теории образования как общая основа воспитания и обучения детей. (Р.М. Чумичева). Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном, полноценном формировании их речи. Это важнейшее условие будущего успешного обучения.
Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 60 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко, Е.А.Соболева, Т.Б.Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М.Гриншпун, М.Е.Хватцев и др.) Процент детей с речевыми нарушениями, к сожалению, не уменьшается, а увеличивается. Речевые нарушения затрагивают различные компоненты речи. Одни нарушения касаются только произносительных моментов и процессов и выражаются в нарушениях внятности речи (звукопроизношения, ритма, темпа, дыхания) без каких-либо сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую систему языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущем за собой нарушения речи и письма.
В последние годы внимание многих лингвистов привлекается к просодическим средствам высказывания. На просодическую сторону указывают исследования P.P. Ляпидевского, который считал, что при нарушениях речи, страдает не только произношение звуков, но и просодика. Просодика - нарушение дыхания, расстановки пауз, выделение отдельных элементов высказывания акцентом, включение нужной интонации и др.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально–нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух – трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.
Параметры правильного ротового выдоха
Для работы над речевым дыханием мною используются следующие игры и упражнения:
Дыхательная гимнастика
(Л.Р. Астафорова)
Речевые игры, развивающие физиологическое дыхание
(В.И.Селиверстов)
Узнай цветок.
Цель. Закрепление представлений по теме «Цветы». Развитие обоняния и глубокого вдоха.
Оборудование. Два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например: ландыш, фиалка, сирень.
Описание игры. Педагог вносит в комнату букет цветов. Дети вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого педагог прячет букет за спину, подходит к одному из детей, предлагает закрыть глаза и дает понюхать один цветок из всего букета.
Если ребенок по запаху определит цветок, то он становится водящим, если нет, остается на месте. Необходимо, чтобы, нюхая цветок, дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох.
Цветы можно заменить листьями с определенным запахом (Смородины, тополя, черемухи).
Узнай ягоду.
Цель. Закрепление представлений по теме «Ягоды». Развитие обоняния и глубокого вдоха.
Оборудование. Наиболее распространенные в данной местности ягоды, обладающие достаточно сильным запахом, например: черная смородина, земляника, малина.
Описание игры. На столе тарелочка с ягодами. Педагог предлагает понюхать ягоды и запомнить их запах. Затем вызывается один ребенок к столу. Педагог предлагает ему закрыть глаза, подносит к его лицу одну из тарелочек и спрашивает, какие ягоды на тарелке. Для этого ребенок, не открывая глаз, делает глубокий вдох носом.
Ягоды можно заменить фруктами, которые лучше разрезать, чтобы сильнее был запах.
Чей пароход лучше гудит?
Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование. Каждому ребенку дается чистый пузырек (высота пузырька 7 см., диаметр горлышка 1-1,5 см.).
Описание игры. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (гудит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе.
Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд.
Чья птичка дальше улетит?
Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование. Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.
Описание игры. Птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребенок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).
Одуванчики.
Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Описание игры. Игру проводят на даче, на воздухе. Когда дети находятся на поляне, педагог просит каждого ребенка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1-3 раз.
Упражнения для воспитания навыков правильного, полного, глубокого вдоха
и продолжительного выдоха
Упражнение 1.Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки.
Сделав предварительно глубокий выдох, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая Вашу руку. Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое.
Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.
Проделать 3-5 таких плавных ритмических дыханий.
Научитесь произвольно владеть этим типом вдоха и выдоха. Впоследствии необходимо делать упражнение сидя и стоя.
Упражнение 2. «Полный вдох». Упражнение тоже сначала лучше делать в положении лежа на спине, а впоследствии сидя и стоя.
После «предварительного выдоха» сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед и развести их вверх и в стороны. Благодаря этому движению рук, одновременно ссокращению диафрагмы и выпячиванием верхней передней стенки живота, грудная клетка приподнимается и расширяется в своем нижнем и среднем отделе. Произойдет полный вдох.
Положить ладони на передне-боковые нижние края грудной клетки и сделать выдох, стараясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии. Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать.
Повторить упражнение 3-6 раз.
Упражнение 3.Упражнение следует делать в исходном положении лежа 5-6 раз подряд. Для выполнения упражнения использовать мешочек с песком весом максимум в полтора-два килограмма и размером 50x20 сантиметров. Мешочек положить на живот (область правого и левого подреберья).
Сделать глубокий вдох носом и развести руки в стороны, как в предыдущем упражнении, движением передней стенки живота необходимо поднять мешочек с песком как можно выше. На медленном выдохе мешочек опустить.
Артикуляционные и дыхательные упражнения
Для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи