75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

МБДОУ № 5 «Улыбка»

Координаты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №5 «Улыбка»

8 (86393) 2-13-78 заведующий МБДОУ

347250, РФ, Ростовская область, г. Константиновск, ул. Комсомольская, 136.

E-mail: Ulibka0522@mail.ru [написать]

Логопед

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Первый звук, который произносит ребенок, - это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Каждая мама в первые дни жизни младенца с нежностью и тревогой прислушивается к тому, как малыш причмокивает губами, вздыхает, кряхтит, кричит, - то радостно, то требовательно, то жалобно.

Подготовка к овладению языком начинается уже с 2-4 месяцев с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот период принято называть этапом гуления и гуканья. Ребенок произносит звуки, напоминающие сочетания «ГХЫ», «АГХЫ», «АИЫ». Следующая ступень в подготовке к овладению языком - период лепета, или послоговой речи, богатой интонациями и мелодикой. Этот период продолжается примерно до 1,5 лет и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений.

Чем раньше малыш научится щелкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (Ш, Ж, Р, Л). Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки - П-Б, М и их мягкие пары, губно-зубные - Ф-В, переднеязычные - Т, Д, Н, С, 3, заднеязычные - К, Г, X. Свистящие звуки, шипящие и соноры в возрасте до 2-2,5 лет ребенок пропускает или заменяет.

В норме уже к трем годам дети овладевают правильным произношением всех звуков, иногда вызывает трудности произношение звуков Ш, Ж, Р, Л. Речь может быть недостаточно отчетливой, чистой по звучанию. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Жевание, сосание, глотание не достаточно способствуют развитию мышц.

Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.

Прежде чем разучивать комплекс упражнений, нужно уточнить с ребёнком, где у него рот, язык, кончик языка, верхняя и нижняя губа, зубы, нёбо, щёки.

Обучая детей, необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести с каким-либо визуальным образом, например, с предметом, изображенным на картинке (широкий кончик языка – блинчик, узкий кончик языка – змейка и т.п.).Это, во-первых, повышает их интерес к занятиям, а во-вторых, экономит время, поскольку не приходится всякий раз объяснять, как выполнять то или иное упражнение, достаточно лишь его назвать.

Не стоит расстраиваться, если у малыша не будет получаться какое-то упражнение. Пусть пока выполняет те, которые может. Главное, чтобы занятия приносили ему радость и удовольствие. Выполнение доступных упражнений укрепит мышцы артикуляционного аппарата и приучит систематически выполнять зарядку.

Но сухое объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения утомительны и малодоходчивы не только для детей, но и для взрослых и поэтому их лучше всего проводить в форме сказок, занимательных игр, песенок и т.д.

При отборе материала надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно.
  2. Каждое упражнение выполняется по 10 секунд
  3. Проводить упражнения лучше в игровой форме
  4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя (спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении). 
  5. Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом, чтобы ребенок хорошо видел лицо взрослого, свое лицо, и мог контролировать правильность выполнения упражнений.

Основной комплекс артикуляционных упражнений

№ п/п

Упражнение

Символ

1

«Бегемот» - улыбнуться, открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.

2

«Лягушка» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

3

 «Слоник» - зубы сомкнуты, губы вытянуты вперёд трубочкой.

4

«Змейка»  - рот открыт. Узкий напряженный язык высунуть вперёд и спрятать, 10 - 15 секунд.

5

«Воздушные шарики» - надуть щёки и удерживать в таком положении 7 - 10 секунд.

6

«Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.

7

«Качели» - движение языка: нос - подбородок.

8

«Кошка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы, язык выгнут горкой, удерживать в таком положении 10 -15 секунд.

9

«Песенка» - улыбнуться, ТЫ–ТУ, ТЫ–ТУ, ТЫ–ТУ, ТЫ–ТУ (чередование положений губ, как в упражнениях «Лягушка» - «Слоник»).

10

«Лошадка» -  губы в улыбке, щёлкать языком громко и энергично, нижняя челюсть неподвижна.

11

«Машина» - улыбнуться, набрать воздуха  и с силой выдувать его через сомкнутые губы, заставляя их вибрировать (получается  «брррррррр»)

12

«Месим тесто» - улыбнуться, открыть рот, пошлёпать язык губами «пя-пя-пя» 10 – 15 секунд.

13

«Блинчики»  -улыбнуться,  широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать  8 - 10  секунд.

14

«Варенье» - улыбнуться, открыть рот и, не закрывая, облизывать языком верхнюю губу, нижней губой язык не поддерживать.

15

«Чистим зубки» - улыбнуться, сомкнуть зубки, кончиком языка чистим зубы изнутри из стороны в сторону  10 – 15 секунд.

Сказка о Язычке.

Рот – это домик, губы – двери.

А кто в домике живёт? (Ответ ребёнка)

В этом домике, дружок,
Живёт весёлый Язычок.

Проснулся он утром, вышел на крылечко (высунуть язык). Смотрит по сторонам, какая же погода? Посмотрел налево, направо. Вниз посмотрел. Вверх посмотрел – светит ли солнышко?
Побежал умываться и чистить зубки.(упр.)

Побежал завтракать. А на кухне мама месит тесто. (упр.)

Печёт блинчики (упр.)

Взял Язычок  малиновое варенье, поел блинчиков.  Да губы вымазал, и начал облизывать их (упр.)

Потом выпил молочка из красивой чашки.

И запел для мамы песенку: ТЫ-ТУ, ТЫ-ТУ, ТЫ-ТУ, ТЫ-ТУ, ТЫ-ТУ (упр.) Мама улыбнулась, похвалила  Язычка и подарила ему воздушные шарики. Стал Язычок с шариками играть: надувать и сдувать.

«Язычок в зоопарке»

Однажды пошёл Язычок в зоопарк. Сначала увидел Бегемота (упр.).  Дальше язычок пошёл и увидел Лягушку (упр.) А потом увидел Слона (упр.) И так интересно стало Язычку. Слон большой и хобот у него длинный, а лягушка маленькая и улыбка у неё весёлая. Стал Язычок смотреть на них по очереди слон-лягушка, слон-лягушка, слон-лягушка (упр.). Заметил Язычок, что за кустом змейка спряталась и дразнится: высунет язык и спрячет (упр.) Вдруг слышит Язычок какие-то звуки «цок-цок-цок». Да это же Лошадка! Сел Язычок на лошадку и поехал (упр.) Покатался Язычок и домой отправился. А дома маме рассказал, как было интересно в зоопарке.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. - М., 1989.
  2. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989.
  3. 3.Косинова Е.А. Логопедический учебник для самых маленьких. – М., 2006.
  4. Крупенчук  О.И. «Артикуляционная гимнастика» - М., 2005.