75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

МБДОУ № 5 «Улыбка»

Координаты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №5 «Улыбка»

8 (86393) 2-13-78 заведующий МБДОУ

347250, РФ, Ростовская область, г. Константиновск, ул. Комсомольская, 136.

E-mail: Ulibka0522@mail.ru [написать]

Консультация для воспитателей: «Факторы социализации личности ребенка-дошкольника»

Социальный педагог МБДОУ № 5 «Улыбка»: Т.В. Клименко

Внешние факторы — определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся семья, детский коллектив, центры раннего развития, кружки по интересам, детские дошкольные учреждения.

Внутренние факторы — индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.

Согласно данным исследований отечественных педагогов-психологов Смирновой Е.О., Стеркиной Р.Б., Щетининой А.М. уровень социализации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения целесообразно определить с помощью специальных показателей.

Показатели благополучного социального развития ребенка:

  • эмоционально откликается на переживания другого ребенка или взрослого;
  • воспринимает и адекватно понимает основные эмоциональные состояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление-интерес);
  • эмоционально благополучен;
  • проявляет уверенность в себе, активен, самостоятелен, инициативен (адекватно индивидуально-типологическим особенностям);
  • считает себя любимым родителями, принятым ими;
  • владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;
  • положительно оценивает и принимает других;
  • принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;
  • владеет способами социокультурного поведения и общения;
  • достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);
  • имеет достаточно развитый (средне — высокий уровень) социальный интеллект.

Выводы:

Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной дивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Переходим к диагностике и мониторингу.

Многообразие социальных проявлений ребенка, его чувств и отношений в различных ситуациях, личностных качеств и проблем дошкольника способствовало появлению в психолого-педагогической литературе многообразия понятий, характеризующих аспекты социально-личностного развития дошкольников и его результаты: социальная компетентность, социально-личностная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, социально-нравственное развитие, социально-эмоциональное развитие, нравственная воспитанность. Каждый из этих подходов предполагает свою, достаточно трудоемкую и сложную для педагога дошкольного учреждения систему диагностических методик.

Перед диагностикой особенностей социально-личностного развития детей дошкольного возраста, перед педагогом ставятся задачи:

  • Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.
  • Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
  • Изучить особенности понимания дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.

Особенности диагностики социально-личностного развития дошкольника связаны с многообразием его проявлений в различных видах детской деятельности и общения.

Методы мониторинга социального развития детей дошкольного возраста.

Наблюдение — исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Наблюдение — метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека и без вмешательства в протекание его деятельности. Социально-педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, мимика), а главное, научиться правильно, истолковывать их социальное значение. Изучение поведения ребенка в микросоциуме не сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления.

Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.

Существуют различные виды наблюдения.

Непосредственнымнаблюдением является такое, когда между объектом и его исследователем (соци­альным педагогом) имеются прямые отношения, связи установлены без промежуточных показателей, перехо­дов, индикаторов. В зависимости от роли, в которой социальный педагог выступает, стро­ится программа наблюдения, выбирается методика и техника накопления и фиксирования фактов.

Опосредованное (косвенное) наблюдение осуще­ствляется, главным образом, через полномочных лиц, работающих по программе и заданию исследователя. Успех дела при косвенном наблюдении зависит от под­готовки участников исследования, от четкого и содер­жательного инструктирования.

Открытым наблюдением называют такое, которое протекает в условиях осознанного социальным педаго­гом, воспитателем факта присутствия посторонних наблюдателей. Естественно, что педагогическая ситуация при посто­роннем меняется, становится несколько иной. Для нор­мализации обстановки наблюдения в присутствии по­сторонних людей необходим этап привыкания. Однако для получения достоверных результатов открытого наблюдения недостаточно.

Скрытое наблюдение за деятельностью детей, не осознающих подконтрольности, дает реалистичес­кую картину процесса. Этот вид наблюдения представ­ляется противоречивым, но весьма ценным.

Непрерывное наблюдение используется в том слу­чае, когда возникает необходимость исследовать с его помощью конкретный педагогический процесс от на­чала до его завершения. Однако непрерывное наблю­дение невозможно, когда его предметом становится процесс, границы начала и конца которого удалены, а сам процесс носит, так сказать, пунктирный характер. В этом случае обращаются к дискретному (прерывис­тому) наблюдению. Оно бывает полезным, когда педа­гогический процесс скрыт, а взору исследователя от­крываются его явления, вызываемые задуманными ситуациями, например, поведение клиента в опреде­ленных обстоятельствах. Подстерегая обстановку или создавая ее умышленно, исследователь наблюдает «кадр» изучаемого процесса.

Монографическое наблюдение охватывает, возмож­но, большее количество в разной мере взаимосвязан­ных явлений.

Узкоспециальное наблюдение предпочтительно тог­да и там, когда и где возникает задача вычленения из сплошного, целого объекта наблюдения такого педаго­гического явления, которое предопределяется целью научного поиска.

Наблюдение как метод исследования имеет сравни­тельно большую распространенность в социальной пе­дагогике. Следует, однако, подчеркнуть его известную ограниченность, т. к. ему доступны лишь внешние про­явления процесса. Наблюдать можно то, что поддается восприятию наших органов чувств, поэтому наблюдение дает ограниченный круг данных, и его продуктивность зависит от того, как исследователь комбинирует его с другими методами.